ФорумФотоальбомПрессаАрхивСпецпроектыО премииЛауреатыНоминантыЁкспертный советНоминационный советАфиша2012 год


Петрушевская у Додина
Премьера «Московского хора» в Малом драматическом театре
О пьесах Людмилы Петрушевской так долго говорили: «новая волна в современной драматургии», что пропустили момент смены взгляда, дистанции восприятия. В спектакле Малого драматического театра — Театра Европы ее «Московский хор» прочтен режиссером Игорем Коняевым и руководителем постановки Львом Додиным как историческая пьеса.
На сцене сгружены в двухъярусную гору старые шкафы с картонкой, заменяющей выпавшее стекло, железная кровать, эмалированный рукомойник, оленья голова, шаткий кухонный столик. Вещи толпятся и заполняют собой воздух: из шкафов достается поношенное детское белье, мужские рубашки, серые подушки, потертые одеяла, поблескивающие полуботинки, хлопчатобумажные чулки. Все знакомое, но подзабытое. Подробности скудного быта увидены с тщательностью, какую дает ностальгия. 
В созданном художником Алексеем Порай-Кошицем замусоренном вещами пространстве трудно двигаться: люди здесь существуют буквально «на головах друг у друга», чтобы пройти, надо кого-то толкнуть или поднять. Оскорбительная теснота не дает возможности уединения: жизнь течет в присутствии постоянных свидетелей. Здесь бесстыдно обнажены все чувства, и все всё про всех знают.
Так долго казалось, что Петрушевкая пишет не о тебе, а о соседях за стеной с их коммунальными склоками, беспросветными буднями, мелкими проблемами — нехватка рубля или отсутствие сортира на даче, — которые, как больной зуб, разрастаются и заполняют собой мир. А на спектакле МДТ вдруг рождается чувство своего кровного родства и с мужем (Сергей Власов), запутавшемся в своем долге и перед женой с тремя детьми и перед женщиной, ждущей от него ребенка. И с брошенной нелюбимой женой Эрой (Татьяна Рассказова). И с девочкой, которая ловит брошенный из автобуса иностранцем шарфик (Елена Калинина). И с задерганным руководителем хора (Адриан Ростовский). Список можно длить: в этом спектакле нет проходных работ. Актеры МДТ играют в этом спектакле отчаянно — на открытом звуке, когда не спрятаться за отстранением и иронией.
Десятилетиями ждавшая новых ролей Ирина Демич играет Нету. Прошедшая лагеря, голод, холод, страх, вернувшаяся после реабилитации из ссылки, ее героиня разрушает семью приютившей ее сестры, фанатично строча доносы «наверх» обо всех уклонениях от коммунистического идеала, которые она замечает вокруг себя. Кутаясь в ватник, ее Нета прокуренным голосом диктует дочери Любе (Нина Семенова) очередной сигнал на «тунеядцев зпт распоряжающихся жизнью людей зпт»… Монстр? Безусловно, но еще и несчастная, слепая, измученная живая душа.
В роли ее сестры Лики занята приглашенная из Ленсовета Татьяна Щуко. На ночную рубашку накинута шинель сына, в руке кастрюлька с остатками каши, которые она выскребает со дна, — от этой Лики невозможно оторваться с первого ее выхода на сцену. Хрупкая, почти истаявшая оболочка и железный стержень внутри — эта Лика проходит тяжелый путь к осознанию простейших истин: необходимости милосердия, прощения, любви. Когда разъяренные домочадцы выгоняют ее сестру-доносчицу, она сжимается раненым зверьком в бессильном сострадании к обеим сторонам.
Хрустальная «Стабат матер» и рассыпающиеся звуки «Летите, голуби, летите» — за два года репетиций стараниями Михаила Александрова и Валерия Галендеева запели все участники спектакля. Сплетение музыки, голосов актеров, сплетение разнообразнейших речевых акцентов (еврейского, белорусского с неожиданным окончанием на «ай» — Сашай, отвечай!") создало многосоставный, сложноорганизованный «московский хор» звукового пространства спектакля. Ностальгические слезы размыли привычную петрушевскую беспросветность; и в корявой толще обыденности вдруг открылась живущая в ней музыка. И выходя из зрительного зала, думаешь о странной логике нашей жизни, в которой чувство национальной гордости за свою страну, за свой народ ты можешь испытать почти исключительно на спектаклях Малого драматического Театра Европы.
Появление младенца в спектакле «Московский хор» символизирует окончательное наступление оттепели.

Известия
Ольга Егошина, 1-04-2002


«Золотой софит» — высшая театральная премия Санкт-Петербурга Александр Быстрых, Статья.Ру, 19-07-2002
Здравствуй, Страна Советов! Марина Зайонц, Итоги, 18-06-2002
Коммуналка как смертельная болезнь Алена Карась, Российская газета, 6-06-2002
Коммунальное чтиво Артур Соломонов, Газета, 5-06-2002
Секрет советской полифонии Марина Давыдова, Время новостей, 6-06-2002
Спевка вне конкурса Роман Должанский, Коммерсант, 6-06-2002
Петрушевская у Додина Ольга Егошина, Известия, 1-04-2002
Спевка под руководством Льва Додина Лилия Шитенбург, Коммерсант, 27-03-2002
Врежь по-свойски, трагедия Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал № 27, 2002
Два театра Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал № 27, 2002
Комплекс Иокасты Мария Лилина, Коммерсант, 20-03-2002
Руслан Кудашов дарит Ангела Ирина Марчук, Театральный Петербург, 08-2002

Золотой софит © 1995—2012  
info@goldensofit.ru  

Сделано в рамках проекта
Золотой софит