ФорумФотоальбомПрессаАрхивСпецпроектыО премииЛауреатыНоминантыЁкспертный советНоминационный советАфиша2012 год


Новости

02.07.2015
Попытки создать свой фарфор

В Европе этого периода не прекращались попытки создать свой фарфор в противовес китайскому. Итогом стало создание целого ряда разновидностей мягкого фарфора. Сначала это были попытки итальянских мастеров XVI в. («фарфор Медичи» во Флоренции), далее французских керамистов XVII в. (фабрика Сен-Клу), наконец, английских промышленников XVIII в. (костяной фарфор, фабрики Бау, Споуд и др.). Разновидности мягкого фарфора XVI—XVII вв. имели сложный состав и были весьма «капризны» в производстве — легко деформировались при обжиге. В XVIII в. костяной фарфор выпускали несколько английских фабрик, значительно усовершенствовав технологию. Благодаря этому костяной фарфор выпускается и поныне.

Напротив, знаменитая французская мануфактура в Севре, выпускавшая окрашенный мягкий фарфор с середины XVIII в., в конце века перешла на выпуск более технологичного прочного твердого фарфора.

Создание фарфора - это тоже искусство для украшения домов. Но наиболее классическим вариантом является Живопись.

В 1709 г. саксонский мастер И. Ф. Бетгер, работавший вместе с Э. Ф. Чринхаузом у курфюрста Августа, достиг значительного успеха— получил твердый фарфор, аналогичный китайскому (рис. IV.12). Для этого он не только подобрал необходимые сырьевые компоненты, но и разработал технику высокотемпературного обжига при температурах выше 1300 °С и материалы для него (конструкцию печи, огнеупорные капселя, высокотемпературные глазури и т. д.). Путь от майоликовых изделий до твердого фарфора занял у И. Ф. Бетгера 30 лет. Промежуточным этапом была плотно спеченная каменная керамика, очень похожая на красную каменную керамику китайского производства.

Попытки удержать секреты технологии твердого фарфора в тайне не удались. Традиции Средневековья уходили в прошлое, и свободные европейские нравы XVIII в. взяли свое — мастера с мануфактуры в Мейсене, где до 1719 в. работал Бетгер, уходили в другие города вместе с секретами технологии. Фарфор начал победное шествие по Европе, «покоряя» города, в которых открывались его производства: Вена, Берлин, Неаполь, Санкт-Петербург, Бристоль и т. д. Распространение фарфора привело к довольно быстрому вытеснению фаянса, который уступал его свойствам и декоративным возможностям. Производство знаменитого дельфтского фаянса пришло в упадок.

Центры производства российской керамики формировались в XVI—XVIII вв. Мастерские, изготовлявшие изразцы, располагались при монастырях в Москве, Владимире, Суздале. Сюжетами декора были полуфантастические птицы и звери, герои народных сказок. Весьма велико было влияние Востока — на изразцах помещали типичные восточные растительные и геометрические узоры (восьмиконечные звезды). С XVII в. на смену терракотовым изразцам пришли муравленые, покрытые зеленой прозрачной глазурью. Для получения чистого зеленого цвета на изразцы наносили слой белого ангоба. Сюжеты — полуфантастические птицы и звери, герои народных сказок.

Во второй половине XVII в. изразцы стали покрывать многоцветными непрозрачными эмалями белого, желтого, синего и зелено-бирюзового цвета.


Оргкомитет и дирекция премии выражают глубокую признательность постоянным партнерам:
Генеральный спонсор — ОАО «ТРЕХГОРНАЯ МАНУФАКТУРА».
Официальные спонсоры и меценаты: ОАО «АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ МАНУФАКТУРА», ФИРМА «ЭЛЬГА», ГРАНД ОТЕЛЬ ЕВРОПА. 
Партнеры: Фабрика СТД России «ГРИМ», а также ведущий российский провайдер «РОЛ»
и проект “THEATRE. RU”.
Генеральные информационные спонсоры — журналы «СОБАКА. RU» и “TIME OUT”,
радио «ЭХО МОСКВЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ».
Подробно: www.goldensofit.ru


Золотой софит © 1995—2012  
info@goldensofit.ru  

Сделано в рамках проекта
Золотой софит