Я привел этот пример потому, что известны случаи, когда мать глухого или слепого ребенка позволяла ему держаться за ложку рядом с ее рукой; радовалась его неуклюжим и тщетным попыткам помочь ей нести ложку или есть самостоятельно; разделить его удовольствие от еды, пусть даже ужасно при этом измазавшись. Тем самым женщины формировали обоюдный подход к кормлению с ложечки, несмотря на то, что слепой ребенок не видел радости на их лицах, а глухой не слышал счастливых ноток в голосе.
В фильме, снятом Миттельманом, Малкенсоном и Мунро (Mittelman, Malkenson & Munro, 1959), запечатлены экспрессивные движения (или аффектомоторные паттерны) младенцев. В одном из эпизодов, демонстрирующем ситуацию кормления, ребенок указывает матери, что бы он хотел съесть, и она кормит его предпочитаемым блюдом. Забавно наблюдать за динамикой желания младенца есть самостоятельно. Гораздо удобнее, когда тебя кормит мама. Ее восхищение внешними проявлениями у ребенка желания есть самому выливается в социальную игру вокруг ситуации кормления, доставляющую немалое удовольствие обоим. Вот вам превосходный пример того, как хорошие отношения между матерью и ребенком позволяют им найти решение, гарантирующее одновременное проявление уважения к собственным решениям ребенка и необходимый уход. Если вы ищете тендерный кредит, тогда обеспечение заявки на участие вы сможете найти тут.
Несмотря на все это, младенец не научится быть активным, имея в своем арсенале одно только переживание обоюдности. Ему предстоит жить среди других людей. Но уже с самого рождения он живет по-своему и строит свою жизнь сам.
Так с какого же момента начинается формирование личности человека? Нормальное развитие происходит настолько гладко и незаметно, что обычно нам едва удается подмечать естественный ход событий. Например, я уже констатировал, что, хотя младенец с самого рождения способен проявлять активность, до поры до времени он не предпринимает никаких попыток передать что-либо при помощи тех или иных действий. Он может отталкивать от себя грудь, но это не значит, что он хочет сказать: «Я задыхаюсь ». Он всего лишь пытается отвоевать себе небольшое пространство, чтобы иметь возможность дышать. Но если все проходит удачно, то мать представляет себе положение вещей совершенно иначе.