Процесс подкрепления или торможения активности младенца или обоюдного обмена между матерью и ребенком можно легко наблюдать в моменты искусственного кормления, которое младенцы сегодня начинают получать на второй или третьей неделе жизни. Пока мать кормит своего ребенка с ложечки, его попытки активно участвовать в кормлении могут получить новое направление. Сначала он может просто трогать пальцами ее движущуюся руку. После этого он, как правило, предпринимает попытку запустить пальцы в еду, а со временем — даже захватить ложку.
В последней из описанных ситуаций мать может уговорить его не только помочь ей, но и сделать все самому,— нередко встречающаяся сегодня тенденция воспитывать в ребенке самостоятельность как можно раньше. Хотя таким образом мать поддерживает младенца в его проявлениях активности, желаемый эффект достигается ценой обоюдности, поскольку предполагается, что уже очень скоро он сможет действовать самостоятельно. Я не утверждаю, что такой ребенок обязательно станет аутистом. Но подобный паттерн взаимосвязи с другими может накладывать определенные ограничения; к тому же, речь идет не о единичном случае, а о целой совокупности воздействий, составляющих стиль воспитания.
В других случаях мать пресекает попытки малыша проявлять самостоятельность. Эта стратегия поведения тоже блокирует обоюдность, хотя и другим способом. И поскольку такая ситуация препятствует не только обоюдности, но и активности, последствия могут оказаться самыми серьезными. И если взаимоотношения между матерью и ребенком протекают по тем же паттернам, то все это вполне вероятно может закончиться детским аутизмом. Если вы захотлеи детей и решили сыграть свадьбу, тогда Свадьба в стиле Прованс, видеосъемка для вас найдется тут.
Например, в позднем младенчестве ребенок пытается схватить ложку, с которой его кормит мама, и чувствует, как она твердо — а может быть даже мягко — возвращает его руку в исходное положение, чтобы не разлить еду и получить возможность продолжать процесс кормления. Фрустрации подверглась не только его попытка проявить самостоятельность, но и стремление превратить кормление в обоюдное занятие. Если же мать, помимо прочего, аккуратно — может быть даже нежно — вытирает ему рот после каждой ложки, то ее неудовольствие тем, как он ест, тоже не может ускользнуть от его внимания.