Одним словом, степень «исключительной настороженности» младенца, и его шансы активно наблюдать мир вокруг себя, могут иметь весьма серьезные последствия для его дальнейшего развития. Эта точка зрения принципиально отличается от позиции раннего развития, которая основывается, например, на эффективности удовлетворения оральных потребностей ребенка.
Питание для младенца
Что касается нас, то, интенсивно работая с аутичными детьми, мы обнаружили, что основная причина их болезни кроется не в недостатке пассивного удовлетворения (по крайней мере, этот факт не играл решающей роли). Как раз обеспечить удовлетворение этих потребностей ребенка не составляло для нас ни малейшего труда. Некоторые аутичные дети принимали предложенное нами, но при этом оставались «в своей скорлупе»; другие дети сопротивлялись нашим заботам. Ни то, ни другое никому из них не помогло встать на путь, ведущий на свет из мрака аутизма. Вопреки описаниям «символического осознания» (Sechehaye, 1951), где пациент рассматривается как можно более пассивным, а его прогресс списывается на действия терапевта, мы обнаружили, что ни эти действия, ни удовлетворение инстинктивных потребностей (за исключением потребности проявлять активность) не побудили аутичных детей вернуться к жизни. Они несколько ожили только после того, как нам удалось создать условия (или самим выступить в роли катализатора), которые вынудили их действовать в своих собственных интересах. Ищете недорогие детские вещи, тогда посмотрите объявления Новомосковска.
Вот почему питание — один из важнейших видов деятельности младенца, а значимость всего, что с ним связано, трудно переоценить. А как же его наблюдения за окружающим миром? Благоприятствуем ли мы им или подавляем их? Кормление, к примеру, представляет собой сложное переживание, где сосание и поглощение пищи являются лишь составляющими, пусть даже весьма немаловажными; другие его элементы тоже, несомненно, имеют значение. Берут ли младенца на руки нежно или грубо; спокойна ли мать или испытывает тревогу; «прислушивается » ли она к нему или эмоционально игнорирует — все это каждую минуту определяет для него состояние комфорта или дискомфорта, а также оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие. Но, при всей своей важности, эти условия не могут сравниться по значению с активностью самого ребенка: кормлением младенца, поглощающего материнское молоко, а также шансом, что это позволит ему активно формировать свой опыт с учетом собственных потребностей.