Приведем развернутую цитату из ее работы: «Наш профессиональный лексикон и предлагаемые теории не соответствуют нашим знаниям о поведении младенца... Вопиющим примером безответственного использования терминов для концептуализации поведения младенца служит чрезвычайно часто встречающаяся в литературе характеристика новорожденного как «пассивно воспринимающего». В процессе сосания младенец ни на минуту не перестает проявлять активность. Процедура кормления состоит из активного сосания, активного поиска объекта сосания и активного извлечения пищи из этого объекта... Утомление младенца, заканчивающееся засыпанием, наступающим, когда в организм еще не поступило достаточное количество питательных веществ,— и есть мера активного распределения энергии». Балинт (Balint, 1949) в одной из своих первых работ подчеркивал, что «вопреки общепринятому лексическому клише, ребенка не кормят; на самом деле, он сам активно сосет материнское молоко».
Хотя оба автора критически относятся к основополагающему психоаналитическому тезису о пассивности младенца, будучи психоаналитиками, они акцентируют внимание на его активности, связанной с оральными переживаниями. Это позволяет выдвинуть предположение о том, что интересы ребенка сосредоточиваются на ситуации кормления, в то время как мы довольно долго считали этот процесс инстинктивно обусловленным. Но теперь мы все больше и больше понимаем, что практически с самого рождения младенец «подмечает» происходящее во внешнем мире, намеренно направляя свое внимание.
Слежение за новорожденными
Психологи, например, исследовали феномен визуального слежения у новорожденных, и Фантц продемонстрировал, что младенцы не только видят предметы и следят за ними глазами, будучи всего восемнадцати часов от роду, но и что в первые недели жизни они уже различают разные геометрические формы. Вольфф и Уайт (Wolff & White, 1965) показали, что на третий и четвертый день жизни младенцы не только следят глазами за объектами, а даже поворачивают вслед за ними головы. Не меньшую значимость имеют результаты исследований, убедительно доказывающие, что младенцы добиваются при этом наилучших результатов, если они находятся «в состоянии исключительной настороженности, аналогичном максимальной концентрации внимания у взрослых». Посетите с ребенком театр и поднимите себе настроение.
Таким образом, сосредоточение внимания у младенца и его наблюдение за внешним миром чрезвычайно похожи на наше состояние сосредоточенности. Он кажется обезумевшим, в точности как и мы, когда нас переполняют эмоции. То, насколько успешно он концентрирует свое внимание, напрямую зависит от того, как часто ему удается достичь состояния «исключительной настороженности». И наоборот, чем чаще в периоды бодрствования он испытывает дискомфорт или напряжение неудовлетворенной потребности, или даже смятение чувств, тем меньше у него остается возможностей наблюдать, а со временем и понимать.