Золотой век человечества, закончившийся много-много лет назад, дано прожить каждому из нас — это период раннего младенчества. Ведь, в самом деле, это было такое замечательное время, когда от нас абсолютно ничего не требовалось, а все желания исполнялись как бы сами собой. В этом и есть крупица исторической и психологической истины, присутствующая в мечте о потерянном рае. Стоит открыть рот, давая понять тем самым, что ты голоден, и вот она, вожделенная материнская грудь, дарующая блаженство насыщения. Или же это благословенное время только кажется таким беззаботным через огромную пропасть психологического опыта, разделяющего нас теперешних и нас, только что пришедших в этот мир.
Хотя психоаналитики подробно изучили истоки нашей фантазии, это далеко не всегда результат всепоглощающего желания верить, что в нашей жизни был период безоблачного благоденствия. Поэтому, хотя психоанализ все чаще и настойчивее пророчит нам скорое будущее, насквозь пронизанное переживаниями тревоги и фрустрации, это большей частью делается для того, чтобы представить раннее младенчество как период пассивности и крайнего эгоцентризма, когда Я охватывает все сущее.
На самом же деле, другие люди входят в нашу жизнь с первых дней нашего пребывания на свете, нанося минимальный ущерб нашему солипсическому существованию. Не менее важно, что именно в этот период только что родившийся человек делает первые шаги, пытаясь стать хозяином своей судьбы. Действительно, когда мы оглядываемся назад с высоты прожитых лет, эти шаги кажутся нам незначительными и несоизмеримо мелкими, прерываемыми длительными периодами сна. При этом мы упускаем из внимания, что столь продолжительный сон обусловлен исключительной интенсивностью и утомительностью процесса научения. Как неискушенному наблюдателю может показаться, что в золотом веке, когда человечество стояло на пороге возникновения речи, процесс развития был едва заметен, так и наше впечатление о незначительности усилий, прикладываемых младенцем на заре своей жизни,— всего лишь иллюзия. Хотите исполнить свое заветное желание, тогда почитайте про материализация желаний тут.
Наблюдая очевидную зависимость выживания младенца от действий окружающих его людей, а также крайнюю ограниченность его возможностей, мы делаем вывод о его полном бездействии. (Впрочем, его мама обычно придерживается иного мнения.) Исходя из результатов наблюдений за его взаимодействием с внешним миром, мы делаем вывод, что-либо он вообще его не воспринимает, либо реагирует на происходящее вокруг на чисто инстинктивном уровне. Иными словами, мы считаем, что психологически он еще не существует или же реагирует только на физиологические ощущения, например на голод.