Помимо конкретных данных о рисовании детей этого возраста эксперимент дал возможность еще раз подчеркнуть особенности образного рисунка: стремление детей к ритму штрихов, мазков, линий, форм, к заполнению ими листа, переходу к простейшему композиционному расположению. Важно было не только констатировать указанные выше характерные черты, придающие выразительность детскому рисунку, но и попытаться развивать их.
Исследование двух возрастных периодов
Различные формы организации занятий создали условия, при которых активизировались многие процессы. Ребенку предлагалось подойти к мольберту, показать, как он будет рисовать; поставить рисунок на стенд; посмотреть со стороны, что получилось. Эти формы раскрывали новые возможности не только для развития способности к самостоятельности действий, но и для развития образного восприятия. Дети ставились в другие условия. Они видели на мольберте несколько рисунков, воспринимали различное сочетание пятен, их расположение на листе. Пятно эмоционально действовало на ребенка, рождало у него новые образы. Процесс «чтения» своего рисунка и рисунков других детей способствовал развитию наблюдательности, образности видения у маленького ребенка.
Изучение вопроса о возможности возникновения образа в рисунках детей младшего дошкольного возраста в связи с йх художественнотворческим развитием дает нам основание сделать некоторые выводы. У вас родился ребенок и пора сменить жилье на побольше, тогда посмотрите коттеджный поселок эконом тут.
Исследование двух возрастных периодов (в области изобразительной деятельности эти периоды определяются многими исследователями как доизобразительный и изобразительный) дает основание выдвинуть положение о том, что тот период, который называют доизобрази- тельным, может определяться несколько иначе.
Уже в этот период, когда происходит овладение детьми рисовальными движениями, изобразительная функция рисования оказывается главной. Она лежит в основе дальнейшего формирования изобразительной деятельности. Первые этапы деятельности характеризуются рядом особенностей рисования в младшем дошкольном возрасте: происходит овладение детьми различными материалами (бумага, карандаши, краски), развитие движений руки; развивается образно-смысло вая сторона рисунков детей, происходит возникновение ассоциативных образов; возникают предпосылки к развитию художественного творчества. Большой интерес представляет вопрос о возможности управления процессом рисования в связи с задачами эстетического воспитания, развитием образного начала в рисунках.