Данный пример свидетельствует о процессе возникновения образного начала у младших дошкольников. Изображая одно дерево, ребенок не думает о том, что создает образ осеннего дерева. Но вот изображение дерева появилось на бумаге, оно стало отчетливым. Рассматривая рисунок, ребенок замечает яркую листву, изгиб ствола. Воспитатель фиксирует наблюдения ребенка и продолжает развивать художественно-образную сторону «рисунка. «Как красива яркая листва. Деревья нарядные, и стволы темные, — говорит он.
Проведение заданий по рисованию различного характера дало нам возможность выявить условия возникновения образа, его особенности у детей третьего и четвертого годов жизни.
Образ носит ассоциативный характер и возникает в зависимости от характера линий, формы, цвета и т. д. Далее ассоциативный образ постепенно меняет свой характер и переходит в преднамеренный. Этот процесс происходит в результате педагогического воздействия и зависит от умения воспитателя направлять внимание детей на передачу разнообразия очертаний, пятен, контуров, линий. Мы обнаружили, что процесс возникновения ассоциативных образов специфичен в каждом возрасте. У детей, участвовавших в эксперименте, они возникали на третьем и даже на втором году жизни (1 г. 8 мес.), когда дети еще не владели способностью преднамеренного изображения формы. В их рисунках можно видеть уже простейшие элементы изображения. Рисование младших дошкольников имело некоторые особенности: ребенок воспринимал штрихи, пятна, линии именно в «игровом плане»; для него они были связаны с какой-либо жизненной ситуацией. Открываете новую фирму, тогда разработка фирменного стиля для вас будет полезна.
Эксперимент показал, что способность соотносить штрихи, пятна, мазки с предметами, явлениями окружающего обнаружилась у детей в 2 г. — 2 г. 2 мес. При этом мы отметили большие индивидуальные различия, которые объяснялись уровнем развития восприятия, речи, мышления, двигательной сферы и т. д.
Процесс создания образа предполагает субъективное отношение к изображаемому, которое может проявиться в выборе цвета, трактовке получившегося изображения, восприятии того, что нарисовано. Это обнаружилось в том, что дети выбирали понравившиеся им цвета, причем этот выбор часто был непреднамеренным. У детей возникало много новых ассоциаций, узнаваний, определений, различений, т. е. обогащался их сенсорный опыт. В процессе рисования красками особые свойства данного материала (яркость, контрастность пятен) волновали детей, вызывали у них эмоциональный отклик.