Эксперимент показал, что ритмические движения при определенных условиях могут принимать преднамеренный характер и приобретать изобразительную функцию. Мазки краски четко ложились на полоски бумаги, привлекая внимание детей своей контрастностью. Они воспринимали их как «яркие листья». Содержание задания оказалось детям понятным, так как оно было предложено им в образной форме. «Подул сильный ветер и листья стали падать на дорожку». Изобразительные средства, которыми дети передавали «падание листьев» (ритм мазков), были им доступны.
В процессе выполнения третьего задания детьми 3—4 лет важно было выяснить: а) помогает ли умение изображать форму передаче образной стороны явлений окружающего; б) как используют дети для достижения этой цели изобразительно-выразительные средства;
в) чем отличаются действия этих детей от тех действий, которые проявляет ребенок раннего возраста.
Детям было дано задание нарисовать «Осень (изобразить осенние деревья, кусты). Они имели лишь обобщенные представления о деревьях и поэтому не могли изображать их. Для того чтобы дети могли успешно справиться с этим заданием, им было показано, как изобразил это явление художник. В зависимости от содержания рисунка детям предлагалось использовать разное количество красок (от двух до четырех-пяти цветов). При этом учитывалось, что фон листа, на котором выполнялся рисунок, также является своеобразным цветовым пятном. Хотите красивый пол на пол в ванной, тогда Плитка на пол вы найдете тут.
Проведение заданий по рисованию
Лист бумаги каждый располагал так, как хотел (по вертикали или по горизонтали), отчего композиция рисунков приобрела элементарную выразительность. Указание воспитателя о том, что деревья могут быть самыми разными (с толстым и тонким стволом, высокие и низкие), помогало детям изображать их по-своему. Листву они рисовали или сплошным пятном, или приемом примакивания. «Листочки падают на землю, осыпаются, осень наступила, «Листочки летят, их ветерок подгоняет, «Вот дерево большое, а внизу маленький кустик», — говорили дети, объясняя содержание своих рисунков. После занятия они не отходили от стенда, на котором были расположены их рисунки. Так от восприятия рисунка осеннего дерева дети подошли к восприятию картины осеннего листопада.