Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, по утверждению Н. П. Сакулиной, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры. В более позднем возрасте, когда дети создают уже отчетливые изображения, имеющие объективное сходство с конкретными предметами, этот «живой образ» несколько меняет свой характер. «Оживление образа» происходит в тот момент, когда ребенок замечает сходство изображения с тем предметом, который он воспринимает в конкретной жизненной ситуации. В таких случаях меняется характер восприятия детьми образа (на лицах детей появляются улыбки, они смеются, раздаются радостные возгласы и т. д.).
Миша (3 г.) рисует замкнутые формы, ритмично повторяя их на листе. К каждой форме он подрисовывает расходящиеся в разные стороны линии. «Ой,— восклицает он, всматриваясь в свой рисунок,— сколько жуков ползает». Воспитатель наклоняется над рисунком. «Вот сейчас жук убежит,— говорит ребенок и закрывает ладонью изображение. Для него рисунок на листе бумаги превратился в «полянку», «травку», по которой бегает много жуков.
В рисунках младших дошкольников можно заметить определенную динамику развития «живого» образа: от случайных ассоциаций к более целенаправленному изображению. Стимулирование этого процесса и является одной из педагогических задач формирования образного рисунка. Хотите немного отдохнуть, тогда посмотрите видео группы Кватро здесь.
Очень важно рассмотреть также характерные черты рисунков ребенка раннего возраста, обнаружить в них те особенности, которые позволяют говорить о возможности возникновения образного начала.
Цвет в рисунке
В первую очередь следует обратить внимание на ритмическую сторону рисунков. Ритм характеризует многие действия детей: они любят похлопывать в ладоши, постукивать, прислушиваясь к этому звуку. Нанесение мазков, пятен, штрихов приобретает для ребенка увлекательный игровой характер. Ритм как пространственно-ритмическая, цветовая организация плоскости листа не связан с функцией изображения, что особенно характерно для рисунков детей двух — двух с половиной лет. Это явление можно уже считать предпосылкой для дальнейшего развития эстетических чувств.