Учителя музыки особые учителя: они знают, какое колоссальное целительное воздействие :оказывают их искусства на души больных детей. Это целая большая наука (артпедагогика — часть вальдорфской педагогики), которая разрабатывается вот уже почти семьдесят лет; а применение ее в учебном процессе делает чудеса. Я видела ребенка, который изо всех сил колотил по барабану. Мне объяснили, что это очень агрессивный ребенок, который таким образом «разряжается».
Вот здоровенный конопатый парень-воспитатель, который заплетает косички маленькой мычащей девочке. Он заплетает и снова расплетает косички и девочка в это время оставалась спокойной, хотя вообще, по его словам, она не могла посидеть без движения ни минуты. Я видела, как совсем больные дети, дауны, раздавали чистые носовые платки и возили коляски с неумеющими или нежелающими ходить детьми, практически не вступающими ни в какие контакты. А во время игры, когда все сто «разноцветных» воспитанников этой школы сели в круг и надо было по очереди выбирать того, кто больше всего нравится (игра типа популярного у нас «ручейка»), чаще всех выбирали хорошенькую черненькую немую девочку, которая не общалась ни с кем, кроме своего воспитателя, но ее почему-то любили. Девочка вставала и вместе со своим воспитателем, крепко держа его за руку, ни на кого не глядя, шла на указанное ей место. И все радовались и хлопали в ладоши.
Игры перемежаются с занятиями. Занятия индивидуальные, потому что интеллект у всех детей разный. После занятия дети идут «домой» обедать. Живут они рядом с основным зданием школы; здесь же находятся и спальни воспитателей. Общежитие детей и взрослых как бы имитирует одну семью, где дети 14—15 лет играют роль старших братьев и сестер, помогая младшим. А еще есть там как бы папа и мама — два воспитателя. В каждом домике-общежитии собраны дети с разными диагнозами. Здесь есть и олигофрены, и аутисты, и дауны... Ищете красивую и просторную квартиру, тогда посмотрите тут - купить квартиру хабаровск недорого.
Вечером все дети собираются с воспитателем в большой комнате и вместе проводят время: читают вслух, или музыцируют, или играют — кто как хочет. Затем (в определенное время) все расходятся по своим комнатам. Почти у каждого своя отдельная комната с игрушками, книжками, цветами. Если больному ребенку страшно спать одному — с ним спит воспитатель.
Таким образом, дети до своего совершеннолетия могут жить в чрезвычайно щадящих условиях, которые создаются для них в Микаэль Гардене. Когда же дети вырастают, судьба их складывается, конечно, по-разному. Мне говорили, что процент излечивающихся полностью в таких домах-интернатах довольно высок. Ну а те, кто не излечился, что происходит с ними? Этот вопрос я задала Нильсу Карлстрему и получила загадочный ответ: «Те, кто не совсем излечился, могут жить у Маца Улы или поступить в школу в Сальто».