В Швецию меня провожала вся семья: муж, дочь, мать... Они испуганно держали меня за руки и явно волновались вместе со мной. Еще бы — человек первый раз едет за границу, мало ли что...
Все мы ехали в одно место — в Йерну, небольшой поселок неподалеку от Стокгольма, где живет знаменитый Эрик Асмусен, архитектор, построивший необыкновенные звездообразные здания для антропософов, архитекторов, врачей, садоводов, учителей вальдорфских школ.
В первый же день пребывания в Швеции я попала на урок. Собственно, это был не настоящий урок — просто одна учительница младших классов в маленькой уютной комнате у себя дома рассказывала нам об игрушках.
На кругленьком журнальном столике появились игрушки. Вот кукла из свернутой салфетки: ее сложили таким образом, что из двух концов вышли руки, из двух других — ноги, из угла — голова, и чернильными пятнами разрисовали ей глаза, нос и рот.
Суть показа и объяснения сводилась к следующему. Когда перед ребенком свернутая салфетка, он должен дополнить своей фантазией то, что сделает эту вещь похожей на человека. Работа фантазии укрепляет его духовные силы, как укрепляют мускулы соответствующие упражнения. Конечно, можно купить и настоящую куклу с настоящими волосами и раскрашенными щеками и дать ее ребенку. Но тогда что делать его фантазии?
...Учительница говорила просто, спокойно, без давящего апломба, присущего, к сожалению, многим нашим учителям. Она старалась не навязывать нам готовые суждения, а исподволь, незаметно подводила нас к ним.
Конечно, я понимаю, что умение говорить спокойно, с достоинством, не авторитарно, так, чтобы твои слова доходили до самого сердца, вызывает в человеке чувства добрые — это, естественно, не прерогатива исключительно только вальдорфских учителей. Но в вальдорфской школе по-другому, вероятно, просто нельзя. Мне рассказывали: если учитель раз
дражается, повышает голос на детей, пытается унизить их, подавить их своим апломбом, то правление школы (надо сказать, что в школах подобного типа не бывает директора, а существует правление, состоящее из учителей, по доброй воле взявших на себя заботу о школе) может попросить такого учителя больше с ними не работать.
На следующий день своего пребывания в Швеции я и сама попала в вальдорфскую школу.
...Была перемена, и из разноцветных классных комнат (цветовая гамма зависит от возраста учащихся: в младших классах — светлые розовые тона, в старших — темные, синеватые) выбегали веселые, с открытыми лицами, не уставшие, не замученные, уверенные в себе дети. Помимо общеобразовательных предметов, их учат и музыке, и вышиванию, и выпиливанию, и пению, и эвритмии (это особое искусство движения, основанное Рудольфом Штейнером).