Начало 50-х годов... Племянник великого Наполеона, Наполеон III Бонапарт провозглашен президентом Второй республики после кровавого подавления революции 1848 года. Напуганная движением «четвертого» сословия, пролетариата, буржуазия, больше всего желавшая сильной власти, сильной во что бы то ни стало и любой ценой, пошла навстречу авантюристу и примирилась с образованием Второй империи. По словам К. Маркса, «классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность посредственному и смешному персонажу сыграть роль героя»
История возвеличения и падения этого «маленького» Наполеона общеизвестна. Известна и историческая ситуация, подготовившая его падение, поражение под Седаном, когда в плен к немцам попал и сам император. Памятно и то, что франко-прусская война завершилась семьюдесятью двумя днями Парижской Коммуны. Но то, что стало во многом очевидным и неотвратимым в конце 60-х годов, начало проясняться задолго до войны 1870 года. Приготовьте котлета для гамбургера как в макдональдсе.
Показное великолепие Парижа как «всемирного центра»; богатства, накопленные буржуазией, воспрянувшей духом и создавшей неслыханный ажиотаж в бесчисленных негоциях разного рода; чванство родовитого дворянства, тоже тянувшегося ныне к акциям торгово-промышленных компаний и в деловом отношении охотно сраставшегося с буржуазией; легкость нравов, напоминающая о давно прошедших временах Регентства; бездарные министры; бряцающие оружием маршалы; иронические комментарии по поводу очевидных фактов все возрастающей коррупции - такова атмосфера, которая стала заметной уже к середине 50-х годов. Но это было только начало. Появляется странное, с трудом разъяснимте понятие - «весь Париж», обозначающее своеобразный сплав разношерстного общества - от герцогов, магнатов промышленности и банков до журналистов, актрис, завсегдатаев бульваров («бульвардье»), модных кокоток. «Весь Париж» с удивительной легкостью и самоуверенностью утверждает модные вкусы, создает и разрушает репутации, обсуждает закулисные новости, касающиеся и императорского дворца, и театров легкого жанра.