Хатынь, Саласпилс, Дарница, Девятый форт Каунаса, Курган Славы под Минском, ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориалы Ленинграда, Новороссийска, Курска, Севастополя, Киева, Треблинка, Освенцим, Майданек - в Польше, Бухенвальд и Трептев-парк в ГДР, Банска-Быстрица, Терезии, Дукла в Чехословакии - вот только короткий перечень мемориальных ансамблей, составивших славу социалистического искусства послевоенных лет.
Взаимодействие архитекторов, художников, скульпторов, специалистов-садоводов, музыкантов, декораторов и представителей многих других художественных специальностей в этих работах было естественным и необходимым, органичным и подчиненным единой идее. Дальнейшее развитие мемориалов шло по пути упорядочения, объединения отдельных памятников в определенную функциональную, художественную и пространственную систему. Возможно вас заинтересует кит сценарист.
Начали формироваться ансамбли ансамблей и первым таким территориальным образованием стало Зеленое кольцо Славы под Ленинградом, объединившее несколько десятков памятников и ансамблей па протяжении более чем 200 км. Естественно, что здесь возникли и новые художественные проблемы, и новые условия пространственного взаимодействия искусств. В чем же сегодня состоит значение памятников борьбы и победы, какое место они занимают в жизни современного общества? На этот вопрос невозможно ответить однозначно: слишком многообразны их функции, многопланова роль, которую они играют.
Прежде всего памятники выступают перед нами как средство увековечивания исторических событий, фактов, имен. Мы знаем, что «писаная» история хранит лишь главные свои вехи. Множество событий, фактов, героев неизбежно остается за строгими рамками Истории с большой буквы.