Выход актера на сцену должен быть подготовлен, он не может попасть в пустое, безвоздушное пространство. Режиссер и художник имеют в своем распоряжении много выразительных средств для того, чтобы подготовить эту необходимую сценическую атмосферу. В данном случае не важно, прибегнут ли они к подробным декорациям или всего лишь некоторыми деталями обстановки, музыкой, светом, шумами разного рода подготовят ту среду, в которой наиболее удобно будет существовать актеру-образу. Но и актер, прежде чем он выходит на сцену, должен проникнуться той атмосферой, которую автор заложил в свое произведение. Постепенно, шаг за шагом изучая пьесу и погружаясь в ее атмосферу, актер отыскивает в своем психофизическом аппарате и заставляет работать те нервы, те пласты физической и духовной жизни, которые, как неоднократно подчеркивал Немирович-Данченко, действительно были бы возбуждены у него, будь он в той ситуации, в которой находится в данный момент действующее лицо пьесы.
Это одно из весьма важных и ценных качеств атмосферы будоражить внутреннюю и внешнюю жизнь актера. При такой тесной взаимосвязи, взаимозависимости атмосферы и актера, его действие уже не сможет быть однозначным, плоским. Оно приобретает необходимые глубину и многоплановость. И тогда становится возможным говорить не только о подтексте слова, но и своеобразном подтексте действия; тогда любое действие, даже самое простое, несложное, приобретает большое значение, потому что способно всколыхнуть всю атмосферу спектакля. Узнайте где купить жакет.
Но где же в спектакле находится режиссер? Как будто бы везде. Между тем можно довольно точно определить в спектакле его «местонахождение». П. Чайковский сказал о Л. Толстом, что у него между строк разлита любовь к людям. О том же слова И. Гончарова: «Какою нежною теплотою окружает он некоторые свои лица, например, своего Левина с женой, или эту мягкую, развалившуюся от забот житейских добрую Облонскую, бедную грешницу Каренину, детей, потом деревню, поля, охоты и все, что он любит, с чем сжился и чем пропитался! Все это не мешает строгой объективности в нем, как, например, теплый воздух и игра солнечных лучей не мешают верности рисунка в пейзаже».
Это излучение сверхзадачи художника и есть его присутствие в произведении. Художественная атмосфера спектакля его эмоционально-смысловой итог. Сверхзадача режиссера пронизывает своими лучами живую ткань спектакля. И тогда можно сказать о спектакле драгоценными словами Гоголя в нем «просвечивает душа создавшего»...