И потому что это увидел Горчаков, мы охотно принимаем все его режиссерские импровизации. Он, например, вручает леди Тизл арфу, а сэру Тизл флейту и составляет великолепный сатирический дуэт, который язвительно аккомпанирует сварам и сантиментам, супружеским войне и миру! Чисто шеридановская колкая ирония, настолько натуральная, что можно подумать, что такой же дуэт слушали полтораста лет назад и зрители Друрилейнского театра. Подобных выдумок могло быть куда больше (мы разохотились и нам кажется - их мало!). Не опасался ли режиссер театральной школы злословия? Похоже на это. Я скажу больше: театр не всегда охотно принимал поощрения Шеридана. Театр лучше доказал, что Школа - английская комедия, чем то, что она комедия. Когда стихия комедии выходит из берегов - у зрителя праздник. Когда она благонравно течет в своем русле, зритель показывает лишь то, что он вежлив. Почему так происходит? Хотите сделать сюрприз своей девушке? Доставка цветов новосибирск приятно удивит ее.
В Школе два героя, два брата - Джозеф и Чарльз. Джозеф - ханжа, постник, весь нафаршированный нравоучениями. А Чарльз - беспутный малый, весельчак и добрая душа. Шеридан целиком на стороне Чарльза, против Джозефа. Над Джозефом он издевается, Чарльзом - любуется. Чарльзу отдает лучшую девушку, от Джозефа отнимает даже леди Тизл. Чарльзу передает наследство богатого дядюшки, Джозефа лишает даже частицы этого наследства. Все средства хороши, чтобы наказать лицемера! Шеридан воюет против главного своего врага - ханжеской морали пуританства, ее он атакует и логикой, и интригой, и языком комедии,- туча ядовитых стрел мгновенно вонзается в эту мишень. И не только сюжетом пьесы борется Шеридан, но и самим характером комедии, ее театральной палитрой, ее жизнерадостностью, ее неистощимой комедийностью. Если хоть на минуту прервать этот поток комедийных красок, зритель заскучает, а раз заскучает - восторжествует постная философия Джозефа. Правда, это будет лишнее доказательство против Джозефа, но прибегать к этому доказательству совершенно необязательно.
Что сказать о МХАТе? Он, конечно, склоняется к Чарльзу, но с оглядкой на Джозефа (я имею здесь в виду, повторяю, сам характер спектакля, стиль спектакля).