Собственно, вопрос определяет границы ответа и общую, осевую его ориентацию. Здесь в еще большей степени, чем в случае «двоесловия», в первоначальной, зачаточной форме уловлены внутренняя соотнесенность вопросо-ответной коммуникации, - если: Угодно, ее органика. Здесь уже брезжит предвестие диалога в подлинно современной его трактовке. Подчеркну: преувеличения тут крайне опасны. Речь идет о предвестии, о стихийном результате творческих исканий, - не более того. Но для нас чрезвычайно важен именно момент стихийности, поскольку он позволяет уловить общее - объективное - направление логико-поэтической мысли Симеона Полоцкого. Его уникальное «эхо» может быть понято еще и в более специфическом смысле - как диалог между образом и его логическим эквивалентом, т. е. между двумя рядами стихотворного текста. При этом первый (предметный) ряд разрушался, а второй (абстрактный) созидался как форма переосмысления первого. И в этом случае, как видим, между «диалогистами» (образ - абстрактный его эквивалент) устанавливается соотносительная близость. Собираетесь устроить шумную вечеринку? Купить виски можно в интернет-магазине Whiskymarket.
Они (формы эти) мерцают уже в древнерусских обрядах (например, чествование времени года), хороводных песнях, плясках, - и в пещном действе, в хождении на осляти, в скоморошьих играх, «медвежьих потехах», «вертепах» и т. п. В той или иной степени - во всех этих жанрах - наблюдается «оживленный обмен речей отдельных лиц». Такого рода обмен достаточно полно представлен и в игрищах, образующих как бы промежуточную ступень между обрядом и народным театром. Ближайший пример - знаменитое «А мы просо сеяли, сеяли...» - групповой диалог - перекличка «слова» и «дела». Один ряд участников этого древнего игрища «пропевает» слова о каких-либо трудовых действиях, а другой, параллельный, фронтально к нему обращенный, эти действия совершает. Здесь нет борьбы, нет соперничества, нет победителей и нет побежденных, зато есть нечто неизмеримо более значительное: каждый из игроков способствует предельному самораскрытию (в слове, звуке, жесте) другого, предельному «выходу» его групповой уникальности.